О проекте
Росреестр отказал в признании права собственности объекта недвижимости приватизированному Обществу с ограниченной ответственностью (100% доля государства ФР ) в связи с отсутствием у него ранее зарегистрированного права хозяйственного ведения, но с помощью судебных органов удалось добиться положительного решения.
Спор возник из публичных отношений об оспаривании решений государственных органов (должностных лиц).
15.07.2009г. в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.06.2009 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия «ХХХ» Министерства обороны Российской Федерации" ФГУП «ХХХ» МО РФ приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество «ХХХ».
20 января 2011г. ОАО «ХХХ» (далее - Заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) (далее - Регистратор) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на нежилое производственное помещение по адресу: г.Москва, ХХХ, предоставив необходимые документы. 01 февраля 2011г. было подано еще два пакета документов на строение №6 и строение № 7 по вышеуказанному адресу.
Письмом от 17.02.2011 Регистратор указал Заявителю на то, что государственная регистрация приостановлена на один месяц по следующим причинам: в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП) на вышеуказанный объект не зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП «ХХХ», доверенность представителя не содержит полномочий на переход права собственности, Передаточный акт от 25.06.2009г. (Приложение к Приказу № 513) не содержит надлежащего описания объекта недвижимого имущества, поскольку в них указаны несколько различных по наименованию и техническим характеристикам самостоятельных объектов недвижимости, а также в связи с тем, что Заявителем представлены копии Приказа Министра обороны РФ от 08.06.2009г. № 513 и Передаточного акта от 25.06.2009г. в единственном экземпляре.
В ответ 16.03.2011 Заявителем было подано заявление на приостановление регистрации сроком на три месяца.
Сообщениями об отказе от 22.06.2011 №12/006/2011-292,293 и от 23.06.2011 №12/001/2011-905 ответчик отказал заявителю в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресам: г. Москва, ХХХ, стр. 6, стр. 7, к ОАО «ХХХ», указав на то, что в дело не предоставлены правоустанавливающие документы, доказывающие то, что права на указанные объекты недвижимого имущества являются ранее возникшими, Передаточный акт от 25.06.2009г. (Приложение к Приказу № 513) не содержит надлежащего описания объекта недвижимого имущества, поскольку в них указаны несколько различных по наименованию и техническим характеристикам самостоятельных объектов недвижимости, а также на то, что в Управление не представлен оригинал Передаточного акта от 25.06.2009г.
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами по указанным основаниям, считая свои права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушенными, заявитель обратился к нам для возможности оспаривания данного решения в Арбитражном суде города Москвы.
Судом было установлено, что из текста оспариваемого ненормативного правового акта ответчика усматривается, что основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности заявителя на вышеуказанные объекты недвижимости послужило то, что в дело не предоставлены правоустанавливающие документы, доказывающие то, что права на указанные объекты недвижимого имущества являются ранее возникшими.
Пунктом 2 ст.6 Закона о регистрации предусмотрено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права. Государственная регистрация возникшего до введения в действие Закона о регистрации права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
Из п.2 ст.218 ГК РФ следует, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Закона о приватизации одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, при этом необходимо учитывать, что преобразование, исходя из содержания статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, является одной из форм реорганизации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 37 Закона о приватизации открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.
Из разъяснений, изложенных в абзаце 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, обязательность государственной регистрации права хозяйственного ведения до государственной регистрации перехода права собственности законодательством не предусмотрена, а потому отсутствие в Едином государственном реестре прав сведений о государственной регистрации права хозяйственного ведения не может препятствовать государственной регистрации перехода права собственности.
Более того, в письме о приостановлении в государственной регистрации Росреестр не указал на то, что для осуществления государственной регистрации Заявителю необходимо предоставить вышеуказанные документы, подтверждающие, что права на указанные объекты недвижимого имущества являются ранее возникшими.
При том, что имущество, переход прав на которое просил зарегистрировать Заявитель, было закреплено на праве хозяйственного ведения еще в 1993 году, что подтверждается Договором о закреплении за 2463 Центральной базой производства и ремонта вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты Министерства обороны РФ государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Относительно строений №6 и №7 ответчик дополнительные документы не запрашивал.
В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Суд согласился с нашим мнением о том, что Росреестр не выполнил свою обязанность в нарушение п. 1 ст. 19 Закона о регистрации прав, не приняв дополнительные меры по получению дополнительных документов, в связи с чем, указание Росреестра на непредставление заявителем правоустанавливающих документов, доказывающих то, что права на указанные объекты недвижимого имущества являются ранее возникшими, признается судом незаконным и необоснованным.
Также основанием для отказа в государственной регистрации перехода права собственности заявителя на вышеуказанные объекты недвижимости послужило то, что Передаточный акт от 25.06.2009г. (Приложение к Приказу) не содержит надлежащего описания объекта недвижимого имущества, поскольку в них указаны несколько различных по наименованию и техническим характеристикам самостоятельных объектов недвижимости.
Вместе с тем, Заявитель предоставил в Росреестр письмо за подписью Руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, в котором дается разъяснение о том, что первоначально в Приложении к Приказу - Состав принадлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «ХХХ (далее - Состав) были допущены технические ошибки и что следует идентифицировать объекты недвижимого имущества в соответствии с письмом, указав в письме на наименование объектов, записанных в Составе, с указанием кадастровых номеров, учтенных в Росреестре. Передаточный акт оформлялся на основании Приложения № 1 к Приказу МО РФ № и составлен идентично Составу по наименованиям объектов и учетным номерам в документах, что следует из самого текста Передаточного акта.
Таким образом, указание Росреестра в оспариваемых актах на отсутствие надлежащего описания объекта недвижимого имущества, явившееся основанием для отказа в регистрации также признано судом необоснованным.
Таким образом, суд счел, что Росреестр неверно применил нормы материального права в указанной части при отказе в госрегистрации.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных УФРС по г.Москве нарушений, суд считает необходимым обязать Росреестр в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресам: г. Москва,ХХХ, стр. 6, стр. 7, к ОАО «ХХХ».
Фотографии проекта